Вход

Регистрация
Главная
 
Официальный сайт посёлка Бердяуш 
Меню сайта
Мини-чат
ОК
Наш опрос
Какую музыку Вы слушаете?
Всего ответов: 126
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Родина электричества Пороги Бердяуш

Дворянство Петербурга и Москвы ещё танцевало на балах при свечах, а в домах рабочих в маленьком таёжном урочище Пороги уже зажглись электрические лампочки
 
 
 
 

"ПОРОГИ" - памятник истории и культуры областного значения, природно-исторический объект, памятник индустриального зодчества, старейшая в России гидроэлектростанция (1910), первый в России электроферросплавный завод (1910). Расположен на левом берегу р.Большая Сатка, в 6 км от впадения в р. Ай в каньонообразном ущелье глубиной до 300 м между склонами хребтов Чулкова и Уары. Общая площадь - 3,5 га.

 

 

 

 

В конце XIX - начале XX века металлургическая промышленность России развивалась бурными темпами. Для производства качественных сталей требовались ферросплавы, такие, как ферросилиций, ферромарганец, феррохром, которые в России на тот момент не производились. Россия была вынуждена ввозить их из-за границы, расплачиваясь за это золотом. Поражение русских в русско-японской войне 1904-1905 гг., необходимость скорейшего восстановления российского броненосного флота, почти полностью потерянного в бою под Цусимой, перевооружение армии и начавшийся в это время в России небывалый экономический подъем - все это послужило причиной поиска путей создания собственного ферросплавного производства.

В 1904-1905 бывший управляющий Саткинским чугуноплавильным заводом А.Ф. Шуппе проводит изыскания на реке Большая Сатка. По его мнению, для получения ферросплавов необходимо было применять электрометаллургический способ. А для этого использовать наиболее дешевый способ получения электроэнергии за счет водяной сипы. Так как Шуппе знал о том, что на Южном Урале имеются месторождения хромистых железняков и кварцитов, то это натолкнуло его на мысль подыскать вблизи таких месторождений подходящую горную речку для использования ее живой силы при производстве феррохрома и ферросилиция. С этой целью он и проводил исследования русла реки Большая Сатка, осуществляя поиск наиболее удобного во всех отношениях места для строительства гидроэлектростанции и ферросплавного завода.

Такое место А.Шуппе вскоре находит в 35 верстах от Саткинского завода и в 18 верстах от ст. Бердяуш, в 5 верстах выше впадения р. Большая Сатка в р. Ай. Здесь, в самом узком месте долины р. Большая Сатка, зажатой между двумя горными хребтами Уары (745 м) и Чулкова (788 м н.у.м.), и было выбрано место под строительство будущего комплекса. Такое расположение завода было обусловлено крупными залежами кварцита - основного сырья для выплавки ферросицилия, а также большими лесными массивами для выжига древесного угля, который употребляли в шихту электропечей.

 

29 сентября 1905 А.Ф. Шуппе подает прошение на имя министра финансов России об отдаче ему участка казенной земли площадью 50 десятин на левом берегу р. Б. Сатка под строительство электрометаллургического завода. Такое разрешение вскоре было получено, и 3 июня 1906 с казной заключается договор на аренду сроком на 99 лет. Размер платы за аренду одной десятины земли составлял 1 рубль, а за использование водяной силы реки необходимо было платить 500 рублей в год. 13 октября 1907 Шуппе просит увеличить участок арендуемой земли еще на 10 десятин и разрешить строительство второй плотины. 9 ноября 1907 разрешение на это было получено. Начиная с 1906, ведется проектирование плотины и заводского комплекса. Эту работу выполнил известный инженер-гидравлик, профессор, впоследствии видный деятель русской эмиграции, Борис Александрович Бахметьев.

6 мая 1908 образуется фирма - Акционерное общество "Уральское электрометаллургическое товарищество графа А.А.Мордвинова, графини Е.А.Мордвиновой, барона Ф.Т.Роппа и А.Ф.Шуппе". На капиталы этого товарищества и началось строительство заводского комплекса в урочище Пороги на р. Большая Сатка. На строительство завода были привлечены мастеровые из ближайших заводов (Саткинского, Юрюзанского, Катав-Ивановского и др.). Участвовали в строительстве также крестьяне и башкиры из окрестных деревень. Для надежной и качественной кладки плотины и производственных помещений завода из Центральной России (из-под г. Пскова) было привезено 40 квалифицированных каменщиков. Всего же на стройке использовалось до 300 мастеровых и свыше 1000 подвод. Здесь же, вблизи завода, велось строительство бараков и двухквартирных деревянных домов для размещения в них рабочих и служащих. В общей сложности все это строительство (вместе с заводом и плотиной) заняло менее двух лет. Завод был построен по последнему слову техники того времени и представлял собой единый комплекс зданий и сооружений, гармонично вписанных в рельеф левого берега р. Б.Сатка. При этом учитывалась природная среда и окружающие ландшафты. Заводской комплекс состоял из плотины, а также собственно производственного корпуса.

 

Порожская плотина - на сегодняшний день единственное в мировой практике гидротехническое сооружение, возведённое путём кладки из дикого камня (песчаника). Кладка представляет собой крупные обработанные камни и плиты, связкой между которыми служит глина и цемент. Плотина имеет форму дуги. Её высота - 21 м, длина по гребню - 125 м. Ширина по подошве - 12,5 м, по гребню - 4,2 м. Рядом с плотиной реку пересёк мост, выложенный из бетонных плит на сварных металлических опорах.

В производственном корпусе разместились машинный зал, электростанция, ремонтные мастерские, электроплавильный цех, отделения для подготовки шихты и электродов, химическая лаборатория, построенная из камня, деревянные склады и весовая, конюшня, пожарный сарай, кузня. В нескольких сотнях метров от завода, в жилом поселке, расположилось каменно-деревянное здание заводской конторы и дом управляющего.

Заводской комплекс был оснащен разнообразными механизмами, машинами и агрегатами лучших зарубежных фирм из Германии, Австрии, Англии и других стран. Так, в помещении машинного зала электростанции были установлены две гидротурбины с генераторами производства фирмы "Бри-глеб, Хансен и К°", изготовленные в 1909 в городе Гота (Германия). Одна из них мощностью 800 л.с. на одном валу с генератором предназначалась для питания электросталеплавильных печей, вторая, мощностью 50 л.с, на одном валу с генератором трехфазного переменного тока служила для освещения самого завода и рабочего поселка. Тогда, когда в Петербурге и Москве дома знати и сам Зимний дворец все еще освещались свечами, керосиновыми лампами, в домах рабочих Порожского завода уже горел электрический свет.

У обеих гидротурбин имелись масляные регуляторы скорости, позволяющие с высокой точностью поддерживать число оборотов вала гидротурбины. В этом же помещении машзала был установлен мостовой одно-балочный кран клепаной конструкции с ручными цепными приводами хода моста, передвижения тележки и подъема, груэоподъемностью 5 тонн. Он был изготовлен на заводе фирмы "Альфред Гутман" (г. Москва).

В плавильном цехе были установлены дуговые электропечи системы "Эру" (Франция). Печи работали на цельных графитовых электродах сечением 400x400 мм или собранных из пучка брусков 200x200 мм. Электроды изготавливались здесь же, в графитовом отделении Порожского завода. В отделении подготовки шихты с последующей ее плавкой в печах для измельчения сырья применялась дробилка "Блэка". На плотине были установлены лебедки и зубчато-реечные механизмы для подъема и опускания затворов в водоперепускных пролетах, изготовленные в г. Бирмингеме.

1 июля 1910 электрометаллургический завод "Пороги" (названный так в память о каменных порогах, затопленных образовавшимся перед плотиной прудом) был пущен в эксплуатацию. 12 июля 1910 получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа этого же года была выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 кг. Сообщение завода с железнодорожной станцией Бердяуш Самаро-Златоустовской дороги осуществлял гужевой транспорт, а с 1935 - автомобильный.

За первые полгода со дня пуска завода здесь было выплавлено 33325 пудов ферросилиция (533,2 тонны) и 12875 пудов феррохрома (206 тонн). В плавильном цехе велись опыты по выплавке и других ферросплавов. К 1921 году, т.е. за десять лет существования завода в его печах была уже опробована технология выплавки ферросилиция, углеродистых феррохрома и ферромарганца, карбида кремния и кальция, ферровольфрама.

В 1928 году комплекс "Пороги" был передан Саткинскому металлургическому заводу и продолжал работать по своему профилю, снабжая страну ферросплавами. В 20-30-е годы завод выплавлял сначала углеродистый феррохром, затем 30-40-% ферросилиций, а позднее 45-75-% ферросилиций в количестве 40 тыс. пудов в год. После установки в конце 30-х годов в машинном зале еще одной гидротурбины мощностью 750 кВт появилась возможность наладить работу еще одной пары электропечей. Этот агрегат был установлен совместным акционерным русско-австрийским обществом "Ротао". Гидротурбина была изготовлена по лицензии на московском заводе им. Калинина, электрогенератор - на Ленинградском заводе "Электросила", а масляный генератор скорости (выпуска 1929) поставлен австрийской фирмой из г. Леоберсдорфа под Веной. С пуском этой гидротурбины более чем вдвое вырос выпуск ферросплавов.
Являясь до 1931 единственным предприятием по выплавке ферросплавов, этот маленький по мощности завод уже не мог решить всех проблем обеспечения бурно развивающейся металлургии нашего государства. Вновь наша страна была вынуждена приобретать за рубежом ферросплавы, расплачиваясь за них золотым и валютным запасом. Именно тогда и было принято решение о строительстве большого завода электроферросплавов в Челябинске.

25 июня 1931 в Челябинске был введен в строй мощный электрометаллургический комбинат - ЧЭМК, положивший начало отечественному производству качественных сплавов в больших объемах. Это позволило отказаться от закупки за рубежом ферросплавов. Челябинск стал новой "столицей" ферросплавов, а старый завод в Порогах стал понемногу забываться, хотя и не прекращал своей работы.

На сегодняшний день Порожская гидроэлектростанция является старейшей ГЭС России (и, вполне вероятно, в мировой практике).
Во-вторых, здесь, в электродуговых печах, были выплавлены первые российские ферросплавы, позволившие избежать иностранной зависимости в этой области и поднять уровень качества российской металлургии до требований времени. В-третьих, в течение многих лет завод являлся своеобразной экспериментальной лабораторией по обработке методов и технологий по выплавке ферросплавов, а также школой теоретического и практического опыта и кузницей кадров для металлургии нашей страны. В-четвертых, те самые агрегаты и механизмы, привезенные сюда на лошадях по лесным и горным дорогам и установленные в самом начале нашего века, продолжали исправно нести свою службу почти до самого конца XX столетия. В середине 80-х годов, здесь, в старинных электродуговых печах, на электроэнергии, выработанной генератором 1909 постройки, была выплавлена партия особо чистой окиси магния - она была применена для изготовления теплоизоляционной керамики при облицовке фюзеляжа космического корабля многоразового использования "Буран".
 
 
 

В настоящее время технологическая линия в Порогах остановлена, агрегаты ГЭС питают электроэнергией поселок, который становится центром развивающейся индустрии туризма.

В 1993 комитет ЮНЕСКО по сохранению памятников истории и культуры проводил отбор исторических достопримечательностей для последующего придания им статуса памятника международного значения. Из представленных 15 российских объектов в перечень вошли только 3 объекта, среди них - "Пороги".

 

 
Расстояния от крупных городов:
 
Екатеринбург - 330 км, Челябинск - 220 км, Пермь - 470 км, Тюмень - 650 км, Уфа - 280 км
 
Координаты гидроэлектростанции Пороги: N: 55 ‘ 16,865; E: 59’ 08,040.
 
Раскинувшаяся рядом с плотиной деревня совсем небольшая – всего в несколько десятков домов. Тем не менее, в Порогах есть гостиница. Ее телефон: 8-922-7177872. Из Бердяуша можно добраться до порогов на такси. Тел: Такси Бердяуш - 89518002443
 
Если вы с палаткой, то без труда сможете найти местечко где-нибудь в окрестностях.
 
Наиболее внушительно Пороги выглядят весной, когда вешняя вода бурным потоком падает с плотины.
 
 
 
Как доехать?
 
Пороги находятся в 18 километрах к северу от ж/д станции Бердяуш и в 50 километрах от города Сатки.
 
На автомобиле нужно ехать по трассе М-5, затем повернуть на поселок Бердяуш (около 15 километров от поворота). ОТ Бердяуша нужно ехать по грунтовке мимо деревни Романовка до Порогов.
 
По железной дороге на поезде до Бердяуша, либо на электричке до остановки «1880 км». Далее на попутках,такси или пешком. Автобус из Бердяуша туда не ходит из Сатки тоже.
 
 
Фильм о Порогах из цикла "Все чудеса Урала" (телеканал ОТВ, г. Челябинск):
 
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024